ООО «СтандартЭко»
ООО «СтандартЭко»
Услуги оказываемые ООО «СтандартЭко»

Экологическое сопровождение

Разработка экологической отчетности

Согласно действующему законодательству РФ, каждый пользователь в лице предпринимателей или юридических лиц обязуется разрабатывать и согласовывать экологическую отчетность в рамках установленного отчетного периода. Документация подается в надзорные органы. Если этого не делать, будут возлагаться штрафы и даже останавливаться деятельность компании.

Экологическая отчетность – это задокументированные комплексные расчеты, сформированные по действующим законодательным нормативам.


Кому необходима разработка экологической отчетности.

Любое предприятие в виде частной компании или юридического лица, чья деятельность связана с отходами или негативным влиянием на окружающую среду, обязано составлять экологическую отчетность. Это обусловлено следующими аспектами:
  1. Соблюдение нормативов законодательства по охране окружающей среды.
  2. Предоставление точной информации о воздействии и использовании природных ресурсов.
  3. Защита интересов предприятия путем согласования отчетности в соответствующих регулирующих ведомствах.
Законодательная база для разработки экологической отчетности.

Экологическая отчетность опирается на следующие нормативные документы:
  1. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.
  2. «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена Приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. №539).
  3. «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено приказом Госкомэкологии РФ 16 мая 2000 г. №377, зарегистрировано в Минюсте 4 июня 2000 г. №2307).
  4. Раздел 8 «Инженерно-экологических изысканий» в СНиП 11-02-96 (разработаны Министерством строительства РФ, 1997 г.).
  5. Раздел «Инженерно-экологические изыскания для строительства» в Своде правил по инженерным изысканиям для строительства (СП- 11-102-97), разработанным государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России).
  6. «Санитарные нормы и правила проектирования промышленных предприятий» (СН 245-71).
  7. Санитарные нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов.
  8. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4960-88).
  9. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН № 4630-88).
  10. Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест (Минздрав СССР, 1989 г.).
  11. Федеральный приказ Минприроды от 16.02.2010 №30.
  12. Приказ Росстата от 04.08.2016 №387.
  13. Приказ Росстата от 28.01.2011 №17.
  14. Приказ Минприроды от 09.01.2017 №3.
  15. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 №1886-р.
  16. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 №1073.
  17. Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 №1342.
  18. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 №1417.
  19. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1520.

1. Журнал движения отходов

Журнал движения отходов является первичным документом внутренней отчетности по обращению с отходами. Ведение такого журнала является обязательным для всех государственных и частных предприятий, которые осуществляют хозяйственную деятельность и относятся по классификации формирования отходов к 1-2-3-4-5 классу опасности. Если предприятие имеет сеть филиалов и представительств, тогда каждый объект индивидуально ведет журнал, а итоговые данные по всей компании сводятся в единый отчет посредством объединения информации из каждого журнала.

Ведение такого журнала является обязательным для всех государственных и частных предприятий, которые осуществляют хозяйственную деятельность и относятся по классификации формирования отходов к 1-му, 2-му, 3-му или 4-му классу опасности.

Необходимость ведения журнала движения отходов регламентируется следующими документами:
  1. Письмо Ростехнадзора от 04.06.2007 №04-09/673.
  2. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 №1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
  3. Федеральный закон от 10.01.202 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  4. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Постановка на государственный учет объектов НВОС

Объектом НВОС считается любой объект капитального строительства или другого типа, либо совокупность объектов, которые объединяются единым назначением или неразрывно связанным по физическом и технологическому принципу, также располагаются в пределах одного или нескольких смежных физических участков.

Все объекты НВОС делятся на 4 категории в зависимости от уровня опасности отходов, также учитывается источник выброса, сброса, объем и класс опасности каждого типа отхода. Если объект не отнесет ни к одной из имеющихся категорий, постановка на государственный учет не требуется.

Постановка объекта НВОС на государственный учет осуществляется по единому принципу – каждое предприятие подает заявление по месту расположения своих объектов.

Строящиеся объекты ставятся на государственный учет после их введения в эксплуатацию.

К группе объектов, которые не идентифицируются как НВОС, относятся следующие:
  1. Отдельные единицы оборудования.
  2. Земельные участки.
  3. Объекты, которые не соответствуют критериям отнесения объектов к 1-4 категории (например, открытые автомобильные стоянки и подобные объекты).
  4. Передвижные источники загрязнения атмосферы (ИЗА).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходима всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые эксплуатируют данный объект в рамках своей хозяйственной или иной деятельности.

Постановка на государственный учет объекта НВОС регламентируется следующими документами:
  1. Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Постановлением Правительства от 28.09.2015 №1029.
  3. Письмом Росприроднадзора от 14.02.2018 №РН-04-03-27/2839.
  4. Приказом Минприроды от 23.12.2015 №554.
  5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»
  6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

3. Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Производственный экологический контроль (ПЭК) является комплексом мероприятий, выполняемых предприятием, организацией, учреждением по управлению воздействием на окружающую среду путем описания, наблюдения, оценки и составления прогноза источников воздействия и отходов.

С помощью ПЭК обеспечивается проверка соответствия субъекта хозяйственной деятельности законодательным нормам и правилам в сфере охраны окружающей среды.

ПЭК имеет такие ключевые цели:
  1. Необходим для соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством, для обеспечения выполнения в ходе хозяйственной или иной деятельности мероприятий рационального использования и восстановления природных ресурсов.
  2. Обеспечение полноты, достоверности и оперативности информации об экологическом состоянии на промышленных объектах и в зоне их влияния для принятия управленческих решений относительно снижения или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Основные задачи ПЭК заключаются в выполнении всеми подразделениями предприятия, учреждения, организации требований природоохранного законодательства, установленных в документации нормативов по охране окружающей среды, а именно:
  1. Соответствие нормативам воздействия на компоненты окружающей природной среды.
  2. Выполнение лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов.
  3. Соблюдение нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия.
  4. Выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.
С 1-го января 2019-го года ПЭК является обязательным документом для предприятий, которые имеют 1-3 категорию негативного воздействия. Индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие хозяйственную или другую деятельность на объектах 1-3 категории НВОС, должны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, непосредственно осуществлять его согласно действующим нормативам и требованиям, документировать и хранить все данные, которые получены в результате осуществления ПЭК. По каждому объекту отдельно разрабатывается программа, учитывая категорию, используемые технологии и особенности производственного процесса, а также фактор негативного влияния на окружающую среду.

К документам и нормативам, принятым законодательством, регламентирующим ПЭК и его программу, относятся следующие:
  1. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
  2. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 №261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  4. Приказ от 16 октября 2018 года №522 Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

4. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой денежную компенсацию, которая взимается с природопользователей за загрязнение окружающей среды.

По действующему законодательству все экологические платежи являются обязательными и публичными. В частности, плата за негативное воздействие на окружающую среду характеризуется как индивидуальный, возмездный и компенсационный фискальный сбор.

Она распространяется на все субъекты хозяйствования, для которых актуальны следующие типы негативного воздействия на окружающую среду:
  1. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников загрязнения.
  2. Размещение отходов производства и потребления.
  3. Сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
Всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям свойственно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, а плату должны вносить также и организации, деятельность которых сопряжена с арендованным оборудованием, загрязняющим природу, а также предприятия, которые работают на арендованных площадях.

Любое функционирующее предприятие оказывает в той или иной мере негативное влияние на окружающую среду, что выражается в размещении отходов, выбросе загрязняющих веществ в воздух, сбросе загрязняющих веществ в водные объекты.

Все физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, в результате которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Данная процедура контролируется Росприроднадзором.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
  1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ;
  2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ;
  3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ.
Расчет платы производится на основании следующих регулятивных документов:
  1. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255 «О взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

5. Форма 2-ТП (водхоз)

Форма 2-ТП (водхоз) представляет собой статистический документ экологического контроля, включающий всю информацию о водопользовании хозяйствующего субъекта. Такой документ обязан быть у каждого субъекта хозяйственной деятельности и водопользователя, который в рамках осуществления своей деятельности сбрасывает вредные вещества в водные объекты, а также забирает воду из подземных или поверхностных источников.

Предприятия обязаны регулярно учитывать сбор всех первичных данных и проводить расчеты. В частности, должна составляться следующая документация:
  1. Справка о фактических объемах забора и сброса воды, источниках водоснабжения, приемниках сточных вод.
  2. Копия протокола результатов анализов воды, выполненных аккредитованной лабораторией.
  3. Нормативно-балансовый расчет водоснабжения и водоотведения.
  4. Копия разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
  5. Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
  6. Иные документы.
Форма 2-ТП (водхоз) является обязательным для оформления документом для следующих категорий субъектов хозяйственной деятельности:
  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые сельскохозяйственной деятельностью (при суточном изъятии воды в объеме 50 кубометров воды и более в рамках своей деятельности).
  2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых не сопровождается сельскохозяйственными работами (при условии превышения суточных нормативов водоизъятия на 50 кубометров и более и водополучения на 300 кубометров и более).
  3. Водопользователи, деятельность которых сопровождается сбросом сточных вод в водные объекты и использованием оборотного водоснабжения мощностью 5 тысяч кубометров в сутки (вне зависимости от объема водозабора).
Составлять и подавать для отчетности форму 2-ТП (водхоз) обязаны все юридические и физические лица, в рамках деятельности которых осуществляется:
  1. Сброс (отведение) сточных вод в водные объекты.
  2. Водозабор (изъятие) из водных объектов 50 кубометров воды в сутки и более (кроме объектов, ведущих сельскохозяйственную деятельность).
  3. Получение воды из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 кубометров и более в сутки для любых видов использования воды, за исключением сельскохозяйственной деятельности.
  4. Получение водных ресурсов из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющих забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 кубометров и более в сутки для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
  5. Использование оборотного водоснабжения общей мощностью 5 тысяч кубометров и более в сутки независимо от объема забираемой воды.
Регламентация соблюдения правил о наличии формы 2-ТП (водхоз) осуществляется на основании приказа Росстата от 27 декабря 2019 года N 815 (с изменениями внесенными приказом Росстата от 12 марта 2020 года N 118) «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды».

6. Форма 2-ТП (воздух)

Форма 2-ТП (воздух) относится к категории государственной статистической отчетности по экологическому контролю и охране окружающей среды. В данном документе содержатся сведения об охране атмосферного воздуха, он является обязательным для юридических лиц и частных субъектов предпринимательской деятельности, которые имеют источники воздушного загрязнения. Сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности, которых:
  1. Объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год.
  2. Объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Форма 2-ТП (воздух) направляется в территориальные органы Росприроднадзора.

В отчет вносятся данные по организованным и неорганизованным источникам выбросов, которые загрязняют атмосферный воздух. Данный отчет составляется каждый год и направляется в указанное выше ведомство.

В форму 2-ТП (воздух) вносится следующая информация:
  1. Данные о предприятии или субъекте хозяйственной деятельности – наименование организации, код формы по ОКУД, почтовый адрес, коды вида деятельности по ОКВЭД.
  2. Дополнительные данные о предприятии или субъекте хозяйственной деятельности – код организации, которая отчитывается по ОКПО, код территории по ОКАТО, код отрасли по ОКОНХ, код организационно-правовой формы по ОКОПФ, код министерства, код водохозяйственного участка.
  3. Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, информация об их очистке и утилизации.
  4. Сведения об объемах выбросов в атмосферу специфических загрязняющих веществ.
  5. Сведения об источниках загрязнения атмосферы.
Все юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности при наличии стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе и котельных, обязаны предоставлять форму 2-ТП (воздух). И это требование не зависит от того, используются ли очистные установки или нет.

Главным документом, регламентирующим обязательство юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с применением источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух, является Приказ Росстата от 08.11.2018 №661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».

7. Форма 2-ТП (Отходы)

Отчет 2-ТП (отходы) отражает все типы доходов, их виды и количество, которые формируются в процессе деятельности предприятия. Документ содержит информацию о том, какими способами можно избавляться от скопившегося мусора.

Отчет необходим для статистики Росприроднадзора и деятельности, направленной на улучшения экологического положения в государстве

В документе подробно расшифровываются все сведения по характеру отходов, приводится идентификация типов сырья с указанием класса опасности и кода каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242.

В отчете 2-ТП (отходы) фиксируются следующие данные:
  1. Объем отходов, который был у предприятия в начале отчетного интервала.
  2. Сколько образовано отходов в рамках текущей деятельности за истекший год.
  3. Какой объем отходов поступил за год от других субъектов хозяйствования.
  4. Объем обработанного отходного сырья.
  5. Объем утилизированного сырья для повторного использования.
Данную отчетность необходимо предоставлять всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.

Если компания ведет свою деятельность в офисном формате и не располагает производственными помещениями, все равно необходимо отчитываться по форме 2-ТП. Офисными отходами является бумага, пластик, прочий мусор.

Предоставление формы статистического наблюдения 2-ТП регламентируется:
  1. Приказом Росприроднадзора от 14.11.2011 г. №828;
  2. Федеральным законом №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998

8. Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и об экологических платежах (№4-ОС)

Приказ Росстата 01.08.2018 г. №473 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой".

Индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляющие природоохранную деятельность, а также производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду.

9. Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах (№2-ОС)

Приказ Росстата от 28.08.2012 г. №469 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения за выполнением водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах".

Индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляющие водохозяйственные и (или) водоохранные работ.

10. Сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями)

Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 06.02.2008 №30 "Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями".

Собственники водных объектов и водопользователи.

11. Сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (квартальная/годовая)

Приказ Минприроды России от 08.07.2009 г. №205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества".

Водопользователи и собственники водных объектов.